ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Для авторов поэтических, прозаических и журналистских текстов

1. Методика создания стихотворных текстов.
«Гармония» стихотворных текстов нередко проверяется «алгеброй»: как определиться с поэтическим размером, на какой строфической разновидности остановиться, как развивается лирический сюжет, что собой представляет образная система, каков тип интонации произведения… Со всеми этими и другими вопросами придется определиться авторам поэтических сочинений, ибо это их неотъемлемые элементы — элементы формы, а владение формой, техникой стиха есть не что иное, как мастерство.
2. Лирика, эпос, драма: специфика создания прозаических произведений.
В ходе изучения теоретического материала о трех литературных родах необходимо выяснить главное: принципиальные содержательно-художественные различия лирических, эпических и драматургических произведений. Что выдвинуть на первый план (систему персонажей, способ повествования или, например, внесюжетные компоненты), от чего отказаться совсем (фантастика, ритм, гипербола и т.д.) или использовать только в определенном художественном фрагменте (портрет, анафора, внутренний монолог) — это те практические вопросы, которые (в единстве с теоретическими) предстоит решить при создании литературно-художественных произведений разных родов.
3. Жанр рассказа и малые эпические формы: способы создания, особенности современного бытования, перспективы развития.
Прозаические жанры фольклора, жанр «рассказа» в древнерусской литературе, эволюция малого эпического жанра в XIX в., «короткие» рассказы в творчестве А.П.Чехова, место рассказа в литературе рубежа XIX-XX вв. и в современном литературном процессе — историко-литературные грани спецкурса. Его теоретико-литературная основа — идейно-содержательные компоненты жанра рассказа, а также система художественных средств и выразительных приемов в произведениях малой эпической формы.
4. Жизненный факт и его творческое воплощение в жанрах художественной литературы и журналистики.
Все литературно-художественные и журналистские произведения опираются на жизненные факты, явления окружающей действительности, но соотношение объективного и субъективного, реального и вымышленного в этих текстах различное. Как один жизненный факт положить в основу многосоставного «жанрового веера» (от новости, аналитической статьи, репортажа до рассказа, трагедии, романа и др.), как актуализировать проблемы и заострить основные идеи в текстах различной художественной и журналистской направленности, что собой представляют «гибридные» формы — все это различные аспекты психологии творчества писателя и журналиста, которые важно теоретически осмыслить и применить практически.
5. Новостные жанры журналистики: создание медиатекста.
Новостные жанры журналистики: короткая и расширенная новость, многопредметная новостная заметка, колонка новостей… Соотношение новостных жанров с жизненными фактами, содержательные особенности журналистских работ, роль сюжета и композиции в новостных текстах — с этими и многими другими проблемами новостных жанров предстоит разобраться в данном спецкурсе, предполагающем анализ газетных публикаций, разбор теоретического материала и практические рекомендации к созданию новостных текстов.
6. Методика создания аналитических жанров журналистики.
Рациональная публицистика в системе журналистских жанров: соотношение с новостными и эмоционально-публицистическими текстами. Содержательные и художественные особенности жанровых разновидностей статьи, взаимодействие объективного и субъективного в жанре комментария, специфика рецензии и обозрения — «методические объемы» данного спецкурса, построенного на неразрывном единстве теории и практики. Умение анализировать чужие тексты и способность создавать свои журналистские произведения — главная цель спецкурса.
7. Эмоционально-публицистические жанры журналистики: принципы и приемы создания медиатекста.
Репортаж, очерк, портрет, интервью, слово, эссе: соотношение эмоциональной журналистики с новостными и аналитическими жанрами, связь эмоционально-публицистических текстов журналистики с произведениями художественной литературы. «Инкрустации», цитирование, синтаксические и ритмические приемы «украшения» жанров эмоциональной журналистики, многообразие композиционных решений журналистских работ — авторы, работающие в перечисленных жанрах, со всей очевидностью «дистанцируются» от объективных параметров создания текста и «вторгаются» в сферу художественного творчества, ориентированного на индивидуально-субъективное воплощение жизненных фактов.