ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Для искусствоведов, музыкантов и вокалистов-исполнителей

1.  Русская живопись X-XX вв. и история отечественной словесности.
Иконопись и древнерусская литература, жанровое многообразие в живописи и литературе XVIII в., векторы «сближения» и «отталкивания» изобразительного искусства и отечественной словесности в XIX-XX вв., а также: портреты русских писателей в исполнении классиков живописи, искусство литературного портрета в классических произведениях и т.д. — «магистральные» пути изучения истории двух видов искусства, не исключающие и многие другие аспекты литературоведения и искусствознания.
2. «Изобразительное» (живописное) начало в прозаических и поэтических произведениях: теоретические проблемы исследования.
В спецкурсе углубляются частные проблемы, которые соотносятся с более широкой темой — «Литература и живопись»: изобразительные приемы в прозаических и стихотворных текстах, экспрессивные возможности цветописи, мастерство художника в жанрах портрета, пейзажа, интерьера в произведениях двух видов искусства — очевидно, что спецкурс рассчитан прежде всего на профессиональный анализ литературных и живописных произведений.
3.  Русская музыка X-XX вв. и история отечественной словесности.
Древнерусская музыка и литература X-XVII вв., жанровое многообразие в музыке и литературе XVIII в., грани взаимодействия и поиски «чистого искусства» в XIX-XX вв. — важные историко-культурные темы спецкурса. Вместе с тем не менее значимы такие факты, как увлечение композиторов литературой, а писателей — музыкой, их художественное творчество в рамках другого вида искусства, как и «Тема музыки и образы музыкантов в литературе XIX-XX вв.», «Литературные сюжеты и образы в русской музыке XIX-XX вв.».
4. «Музыкальность» прозаических и стихотворных текстов: теоретические аспекты проблемы.
В спецкурсе углубляются частные вопросы, которые соотносятся с более широкой темой — «Литература и музыка»: «музыкальные» приемы на фонетическом, синтаксическом, метро-ритмическом, композиционном уровнях литературного текста; «звучащая музыка» в структуре прозаических и стихотворных произведений; приемы инструментовки и оркестровки в словесном тексте — следовательно, данный курс предполагает скрупулезное исследование музыкальных и литературных сочинений.
5.  История вокальных жанров в русском искусстве: синтез слова и музыки.
Фольклорное искусство, древнерусская музыка, музыкальное творчество XVIII-XX вв.: «чистая музыка» и «синтез музыки и слова» — рассмотрение эволюции музыкальных жанров и тенденций является важной задачей спецкурса. Кроме того, необходимо раскрыть такую проблему, как «система стихосложения и музыка», ибо ритмика народно-песенного, силлабического, силлабо-тонического, акцентного стиха, верлибра и прозы не может одинаково соотноситься с музыкальными партиями в вокальных жанрах — нюансы этого соотношения станут понятными в результате комплексного анализа вокальных произведений.
6.  Принципы анализа вокальных произведений.
Среди главных задач спецкурса — осмысление уникальной природы вокальных жанров, ориентированных на синтез музыки со словом. Соответственно, методика анализа вокальных произведений тоже представляется глубоко специфичной и предполагает «многоуровневую систему»: анализ литературного текста, музыки вокальной партии и музыки аккомпанемента. Среди частных моментов — исследование метро-ритмики, композиции, идейно-содержательных и др. особенностей вокального сочинения.
7.  Работа исполнителя над стихотворными и прозаическими текстами в вокальных жанрах.
Вокалист должен быть не только музыкантом, но и филологом, а значит, осознанно подходить к следующим вопросам: каковы принципы анализа литературных текстов, в чем главные различия прозаических и стихотворных произведений, каковы их структурные уровни, что такое профессиональный анализ поэтических сочинений в единстве содержания и формы? Как следствие — вокалист должен соотнести выводы по исследованию литературного текста с результатами исследования музыкальных партий и прийти к заключению: композитор следует за литературным произведением или выдвигает «встречное» музыкальное движение?