ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Концепция напевной интонации Эйхенбаума в ее связи с развитием музыкальных теорий стиха

Генетическая связь и общность в звуковой природе материала поэзии и музыки способствовали возникновению музыкальных теорий стиха. Так, А.Н.Веселовский писал о формообразующем значении мелодии в древнейшей синкретичной поэзии. В.Классовский, рассуждая о звуковом начале стиха, подчеркивал смысловой аспект словесного материала, отсутствующий в музыке. Теория Ф.Е.Корша, включающая музыковедческие понятия ритма, такта, ударения, была построена на исследовании русской тоники, в частности былин. Музыкальные концепции стиха в разное время получили развитие у Н.Н.Шульговского, М.Малишевского, В.Чудовского, А.Квятковского, А.Белого, И.Сельвинского и др.
Работа Б.М.Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха» (1922 г.) открыла новый этап в изучении музыкальности силлабо-тонической поэзии. Бесспорным достижением ученого была ориентация на лингвистику, через которую он проводит параллели и ассоциации между стихом и музыкой, а также системно анализирует внутреннюю структуру поэтических произведений. Выделяя три интонационных типа русского стиха, Б.М.Эйхенбаум справедливо пишет о повышенной значимости интонации в напевном лирическом стихе. Характерная для него система интонирования в первую очередь связана с приемом повтора, который является важнейшим и в музыке. Потому под мелодикой Б.М.Эйхенбаум понимает «интонационную систему», «интонационные фигуры», чаще всего построенные на повторе (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм и т.д.). Исследователь пишет также о явлениях интонационного нарастания и спада в напевном стихе, что сопоставимо с crescendo и diminuendo в музыке; о звучании стихотворения на piano и forte; о замедлении и ускорении темпа, что в музыке выражается в ritardando и accelerando; о репризе, кадансировании, системе пауз, куплетной и романсной композиции. Б.М.Эйхенбаум, легко владея теорией музыки и смело вводя музыкальную терминологию в стиховедческое исследование, проводит аналогии и находит общие закономерности в характере построения музыкальных и поэтических произведений.
Cовременная теория стиха, во многом опирающаяся на точные данные автоматической обработки речевой информации, продолжает разработку проблем, поставленных Б.Эйхенбаумом. Среди них — вопросы интонационного контура стиха, типов ритмических структур, просодии и других явлений, находящихся на стыке с музыкой. «Нетрадиционная» тема (как отмечал сам Б.М.Эйхенбаум) утвердилась в современной науке и значение ее трудно переоценить.