ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Лирика А.А. Фета. X класс

Чтобы учащиеся выявили средства и приемы, создающие музыкальность, напевность, звуковую гармонию стихотворения А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…», предлагаем вопросы для анализа.

  • Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамичный? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?
  • Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?
  • Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?
  • С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?
  • Какова экспрессивная роль повтора союза «что» во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?
  • Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?
  • Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите ее функции.
  • Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью Фет использует анафору?
  • Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы: фонетические или синтаксические? Почему?
  • Как связаны между собой третья и четвертая строфы?
  • Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?
  • Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры? /…/

Далее предлагаем вопросы для анализа импрессионистических особенностей пейзажного стихотворения А.Фета «Над озером лебедь в тростник протянул…».

  • Докажите,что объективный и субъективный мир неразрывно связаны в стихотворении Фета. Проанализируйте образы, связанные с вещным, предметным миром. Рассмотрите их в единстве с развитием образа-переживания.
  • Носит ли описание внешнего мира последовательный, целостный характер или это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности волей автора?
  • Покажите изменчивость, подвижность в жизни природы. Всегда ли образ природы находится в гармоническом единстве с жизнью человеческого сердца или можно заметить диссонансы?
  • Назовите лексику цветообозначения в стихотворении. Какой характер носит взаимодействие цветов между собой?
  • Заметили ли вы игру света и тени в произведении? Понаблюдайте за линией изображения хотя бы в первой строфе: она имеет четкий, уверенный характер или отличается неопределенностью, размытостью, импрессионистичностью?
  • В стихотворении есть образы, которые представлены в неожиданных ракурсах и взаимодействии друг с другом. Приведите такие примеры.
  • Имеют ли образы природы, переживания завершенность в развитии; имеет ли законченный характер все стихотворение в целом? Как это связано с эстетикой импрессионизма в целом?