ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Методические разработки по русской литературе XIX-XX вв. для школьников, студентов и преподавателей

1. От «Слова о полку Игореве» до повестей А.И.Солженицына.
Курс предполагает углубленное изучение программных произведений отечественной классики, а также анализ историко-литературных тенденций, «сквозных» тем в русской словесности XII-XX вв., как и отработку теоретико-литературных понятий и письменных заданий в формате развернутого ответа и сочинения.
2. Сочинение на литературную тему: жанровые разновидности, композиционные элементы, методика обучения.
Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе, сочинение-опровержение и др.: как убедительнее «смоделировать» композицию, как подобрать наиболее веские аргументы для доказательства основной идеи, какие представить примеры из литературных произведений — эти и другие аспекты рассматриваются в процессе практического обучения школьников сочинению на литературную тему в его многочисленных жанровых разновидностях.
3. Виды анализа стихотворного текста.
Стихотворный текст предоставляет огромное количество вариантов научного анилиза и литературно-критической интерпретации: в аспекте жанра, художественного направления, единства содержания и формы, ассоциативных связей, сопоставительного изучения… Что скрывается в тексте, а что и вовсе уходит в подтекст стихотворения — ответы на эти и другие вопросы найдут те, кто занимается изучением поэзии и сочинением стихотворных произведений.
4. Разновидности анализа эпических и драматургических произведений.
Курс предполагает рассмотрение принципов как комплексного исследования одного художественного текста, так и сопоставительного анализа эпических и драматургических произведений: от системы персонажей, особенностей сюжетосложения и композиции, изобразительно-выразительных приемов до «сквозных» образов, историко-литературных тенденций, сложного взаимодействия традиций и новаторства. Цель курса — показать специфику эпических и драматургических произведений, а также своеобразие их исторического развития.
5. Русская литература X-XX вв. и изобразительное искусство (для учащихся художественных школ и училищ).
Спецкурс предполагает рассмотрение общих и различных тенденций в развитии художественной литературы и изобразительного искусства X-XX вв., литературных произведений отечественной классики на темы искусства («Портрет» Н.В.Гоголя, «Обрыв» И.А.Гончарова), художественных произведений на литературные сюжеты (К.П.Брюллов «Гадающая Светлана», В.Г.Перов «Старики родители на могиле сына»), а также исследование многочисленных изобразительных приемов, «живописного» начала в структуре литературно-художественного текста (пейзажные зарисовки, лексика цветообозначения, черты импрессионизма и др.).
6. Русская литература X-XX вв. и музыка (для учащихся музыкальных школ и училищ).
Увлечение писателей музыкой, а композиторов — литературой (Л.Н.Толстой и музыка, творчество М.И.Глинки и А.С.Пушкина); создание опер, романсов на основе литературных произведений (Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка», С.С.Прокофьев «Игрок»); взаимовлияние экспрессивных средств в области мелодики, метро-ритмики, композиции и изменение художественного языка в ходе исторической динамики литературы и музыки (переменная метрика, консонансы и диссонансы, куплетная и романсная формы) — это всего лишь некоторые грани неразрывного «единства» двух видов искусства, открытые для углубленного изучения.
7. Русская литература XIX-XX вв. в ее связях с гуманитарными науками (психологией, правом, философией и т.д.).
Русская словесность всегда выполняла не только эстетические функции, но и постоянно брала на себя «внеэстетическую» нагрузку, обращаясь к социальным, духовно-религиозным, философским, общественно-правовым и др. вопросам. Невозможно всесторонне осмыслить литературный процесс, не обращая внимание, например, на общественно-политические взгляды К.Ф.Рылеева, А.С.Грибоедова… Нельзя иметь полное представление о художественных произведениях В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, К.К. Случевского, не зная об их увлечении философией… Этим и многим другим аспектам взаимодействия литературы с различными гуманитарными науками посвящен данный спецкурс.