ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Метро-ритмический репертуар символистов в контексте динамического развития русского стиха

/…/ Первые русские модернисты не отказываются от выразительных возможностей классической системы стихосложения. Напротив, статистические исследования доказывают властное преобладание силлабо-тонических размеров в метро-ритмическом репертуаре символистов: ямбы — 2312 произведений (48,7% от общего количества стихотворений), хореи — 778 сочинений (16,4%), дактили — 368 произведений (7,7%), амфибрахии — 376 стихотворений (7,9%), анапесты — 420 сочинений (8,8%). Всего — 4254 стихотворения, написанные силлаботоникой (89,5%), из которых 65,1% произведений — двусложными размерами, 24,4% — трехсложными. Даже на основе представленных статистических результатов становится очевидно, что напевные трехсложники не являются доминирующими в метро-ритмическом репертуаре символистов, более значимы для модернистов  двусложные метры, а из них, как это ни парадоксально, — «надоевшие» разговорные ямбы. Статистические данные подтверждают идею о «встречном» движении напевной и говорной разновидностей стиха в символистском творчестве, ранее бескомпромиссно противопоставленных и равносильно конкурировавших в лирике «чистого искусства» и реалистической поэзии гражданского направления. /…/

В  сложном процессе реформирования классической версификации символисты были первыми, их бесспорная заслуга заключалась в том, что они нашли те элементы стиха, которые бы  наиболее эффективными путями привели к новым стихометрическим формам, — этими элементами оказались метро-ритмика, структура междуударного интервала, тоничность стиха. Несмотря на то что общий процент инновационных форм в творчестве символистов не такой высокий — 10,5%, но он составляет большую часть произведений с новаторской метро-ритмикой эпохи рубежа XIX–XX вв. Согласно статистическим данным М.Л. Гаспарова, в период 1890–1924 гг. количество «прочих» форм увеличивается с 5% в начале XIX в.  до 16,5%. В этих «прочих» инновационных разновидностях символистские дольники, тактовики, многочисленные переходные формы, варианты акцентного стиха и верлибра были исключительно важными, так как они разрушали монополию силлабо-тонической системы версификации и делали русский стих ритмически полифоничным и художественно разнообразным.