ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

«Письмо о правилах российского стихотворства» М.В. Ломоносова и реформа русского стиха рубежа XIX–XX вв.

/…/ Гениальные пророчества Ломоносова в ходе реформирования отечественного стихосложения и создания национальной разновидности версификации в середине  XVIII в.  заключались в усилении тоничности на фоне силлабической просодии, а также использовании правильных двусложных и трехсложных стоп в стихе. Но сверхгениальная интуиция подсказала Ломоносову не только пути утверждения классической системы версификации в России, но и способы ее нового реформирования! Утвержденные  Ломоносовым   смешанные  метры стали для отечественного стихосложения «миной» замедленного действия, которая «взорвалась» на рубеже XIX–XX вв.

Актуализация тоничности внутри самой силлабо-тонической системы вела к разрушению стопы и самоценности не «силлабической группы», а семантики слова! Следовательно, «Письмо» Ломоносова — это и утверждение силлаботоники, и путь к ее реформированию, и разрушение силлабо-тонического стихосложения. «Письмо» Ломоносова, призванное в середине XVIII в. утвердить единственную национальную систему версификации, на рубеже XIX–XX вв. объективно засвидетельствовало тот особый национальный путь, который русская поэзия прошла в XVIII–XX вв. и который открывался русскому стиху в XXI столетии. Эта национальная траектория развития не ограничилась  возможностями одной системы, напротив, богатство русского стиха заключалось в его метро-ритмической полифоничности, многообразии стихометрических форм, взаимодействии разных систем версификации, объединенных главным ритмическим фактором национальной речи, — акцентностью, ударностью, тоничностью. «Не с иным коим намерением я сие учинить дерзнул, как только чтобы оных благосклонное исправление или беспристрастное подкрепление для большего к поэзии поощрения от вас получить. Чего несомненно надеясь, остаюсь, почтеннейшие господа, ваш покорнейший слуга Михайло Ломоносов».