ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Теоретические проблемы взаимодействия поэзии и музыки

Искусство живет как система его отдельных видов. При этом некоторые из них имеют точки соприкосновения и взаимодействия в самых различных аспектах. Близость поэзии и музыки подтверждается логикой взаимного влияния этих видов искусства.
Многие исследователи стиха сходятся во мнении о том, что поэзия, подобно музыке, — искусство звуков. Отчасти этим объясняется то видовое объединение искусств, которое рассматривает поэзию и музыку как искусства временные, звуковые, выразительные. В то же время ведутся споры вокруг более частных проблем: интонации, мелодики, композиции, ритма.
В поэтическом и музыкальном интонировании есть сходные моменты: расчленение на фразы, темп, нюансировка. Но в поэзии интонирование только лишь сопутствует значению слова, в то время как у музыкальной интонации есть звуко-высотная оформленность, ладовая определенность.
Другая область соприкосновения в стиховедении и музыкознании — явление мелодики. Есть два понимания сущности поэтической мелодики: мелодика как изменение высоты голосового тона в речи и мелодика как «интонационная система, реализованная в синтаксисе» (Б.М.Эйхенбаум). Законы мелодизации в фактуре поэтического текста проявляются на разных уровнях: фонетическом (путем аллитерации, ассонанса), синтаксическом (приемы анафоры, эпифоры, эпаналепсиса, эпанастрофы), композиционном (куплетное и романсное построение лирических стихотворений). Приемы создания мелодического образа являются доминирующими в напевном лирическом стихе.
Сложнее в теории решается вопрос о ритмических связях стиха и музыки. С одной стороны, можно пронаблюдать явное взаимовлияние понятий «стихотворный ритм» и «музыкальный ритм». А.Белый впервые применил способ записи поэтического ритма знаками музыки, продемонстрировав это на стихотворении Ф.И.Тютчева «Последняя любовь». В XX веке это послужило толчком к возникновению музыкально-тактовых теорий русского стиха (В.Чудовский, Д.Гинцбург, М.Гнесин). С другой стороны, многие исследователи рассматривают стихотворный ритм как самостоятельную от музыкального ритма систему (Б.В.Томашевский).
На протяжении развития поэзии и музыки можно пронаблюдать не только воздействие музыки на поэзию, но и обратное влияние поэзии на музыку. Например, в области музыкальной терминологии широко распространены заимствованные из стиховедения понятия: ямбический, хореический мотив; женское, мужское окончание фразы. Определение таких основополагающих понятий, как «метр» и «ритм», «мелодика» во многом сходны в стиховедении и музыкознании. Большую роль в развитии истории музыки, особенно синкретических жанров песни, романса, оперы, сыграла теория и история стиха.
Безусловно, стихотворная и музыкальная системы организации звуков — две различные системы. Но категорически отрицать факт взаимодействия этих видов искусства нет смысла. Поэзия и музыка неразрывны в своих истоках и продолжают обогащать друг друга.