ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

«Вхожу я в темные храмы…» А.А.Блока

Дольником написаны многочисленные произведения программных авторов, чье творчество изучается в XI классе: «Вхожу я в темные храмы…», «В час, когда пьянеют нарциссы…», «Осень поздняя. Небо открытое…», «Девушка пела в церковном хоре…» А.Блока; «Я провижу гордые тени…», «Все чаще», «Мадригал», «Ветви», «Офелия» В.Брюсова; «Детство», «Творчество», «Сон», «Мадагаскар» Н.Гумилева; «Смятение», «Настоящую нежность не спутаешь…», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», четвертая часть «Реквиема» А.Ахматовой; «Разбуди меня завтра рано…», «Я последний поэт деревни…», «Песнь о собаке», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Мне осталась одна забава…», поэма «Анна Снегина» (чередование амфибрахия и дольника) С.Есенина и др.
Через какие ключевые вопросы можно построить анализ метро-ритмики дольника? Они во многом универсальны и применимы ко всем дольниковым текстам, хотя в данном контексте вопросы будут ставиться к стихотворению А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы…» ( в скобках представлены возможные варианты ответов). /…/

    • Изобразите схему первой строфы стихотворения. Можем ли мы определить размер этого произведения? (Первая строка близка по ритмике к ямбу, вторая — к анапесту, третья — к амфибрахию и т.д., но один силлабо-тонический размер указать невозможно).
    • Что еще необычного вы заметили в ритмике стихотворения? (В некоторых поэтических строках пропущены безударные слоги).
    • Значит, одинаковое ли количество безударных слогов находится между ударными? (Нет, оно колеблется от одного до двух слогов).
    • Постоянно ли количество ударений в строках? (Да, в каждом стихе по три ударения).
    • Итак, перед нами новая поэтическая форма, которая сформировалась в творчестве символистов и которая называется дольником. Как вы думаете, зачем автор отступает от классической силлабо-тонической метрики? (Ищет новые выразительные средства поэтического высказывания).
    • Каковы экспрессивно-содержательные особенности ритмики дольника? (Дольники звучат более взволнованно, прихотливо, в них акцентируются некоторые слова и словосочетания, прерывается напевная интонация, происходит метро-ритмический перебой). /…/

В ходе анализа стихотворений, написанных дольником, необходимо подвести учащихся к следующему его определению:
ДОЛЬНИК — МЕТРИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ РУССКОГО СТИХА С РАВНОУДАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПОЭТИЧЕСКИХ СТРОК И ВАРИАТИВНОЙ СТРУКТУРОЙ МЕЖДУУДАРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ В ОДИН-ДВА СЛОГА. ДОЛЬНИК СФОРМИРОВАЛСЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВЕКОВ В ТВОРЧЕСТВЕ СИМВОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ ТРЕХСЛОЖНИКОВ И ОБЪЕКТИВНО СТАЛ ПЕРЕХОДНОЙ ФОРМОЙ ОТ СИЛЛАБОТОНИКИ К ТОНИКЕ В СИЛУ АКТИВИЗАЦИИ ТОНИЧЕСКОГО РИТМА СЛОВА.