ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Миф русских символистов о «музыке» стиха

/…/ Поиски «музыкальности» актуализировали в символистской лирике скрытый потенциал сугубо имманентных выразительных средств и привели к реформированию отечественной версификации. В единстве с другими художественными тенденциями на рубеже двух столетий  МУЗЫКА способствовала рождению нового поэтического СЛОВА.

К сожалению, поэтическая напевность со всей очевидностью уходила в прошлое вместе с тем особым лиризмом, который передавал гармоничное единство человека с красотой мира. Индивидуальные ритмы рубежа XIX–XX веков, созвучные индивидуалистичным героям тревожной эпохи, привносили в русский стих диссонансные интонации. История звучала катастрофами, душа не пела — не пелась и поэзия… Только в раннем творчестве А.А.Блока на недосягаемой высоте воссоздавался тот напевный стих, который последовательно развивал традиции фетовских «Вечерних огней»:

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Но «вечерние огни» напевного стиха очень скоро погрузились у Блока в «ночную тьму». С вершины музыкального осмысления катастрофических ритмов эпохи и диссонансов революции стали раздаваться страстные призывы А.Блока к интеллигенции о необходимости услышать новую музыку, слиться с жизненной дисгармонией, проникнуться ритмами народной революции, понять музыкальный порыв во имя обретения гуманизма, рождения человека-артиста, гармонического звучания мирового оркестра. Блок на определенное время уверовал в культуру будущего, накопившуюся в «синтетических усилиях революции, в этих упругих ритмах». С другой стороны, поэт сожалел о том, что «музыка эта — дикий хор, нестройный вопль для цивилизованного стиха, …она противоположна привычным для нас мелодиям…». И все же А.Блок видел единственный путь перевоспитания «цивилизованного слуха»: «…Карточные домики цивилизации разлетаются при первом дыхании жизни; …в этих ритмах, а не в рационалистических обобщениях, отражена действительная жизнь века». Яркая попытка эстетического постижения музыкальных ритмов дыхания жизни, революции закончилась для А.Блока паузой, что, впрочем, органически сочеталось с его идеей о неравномерной пульсации музыкальных ритмов бытия.

Вместе с «музыкальной» паузой Блока рушился и символистский миф о «музыке» стиха — в таком глубинном теоретическом истолковании и в столь высоком художественном воплощении «искусства музыки священной» для русского стиха не суждено было повториться.