ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Направления деятельности

  • Филология — история отечественной словесности XVIII-XX вв. (эпос, драматургия, лирика); особенности развития русской поэзии XVII-XX вв. (древнерусская поэзия, поэзия классицизма, стилистическое многообразие лирики первой половины XIX в., «чистое искусство» второй половины XIX в., поэтические течения рубежа XIX-XX вв. и т.д.); динамика тем, образов, направлений, художественных приемов в русской литературе XVIII-XX вв. (тема истории, образ «маленького» человека, роль авторских отступлений и др.).
  • Стиховедение — история отечественного стиховедения (основные тенденции и направления); особенности развития русского стиха (национальные пути и взаимосвязи с мировыми художественными традициями); эволюция напевного стиха (лирика В.А.Жуковского, А.А.Фета, символистов).
  • Музыкознание — история отечественной музыки XVIII-XX вв. в ее связях в развитием русской литературы и мировой художественной культуры (литературные сюжеты в русской музыке XIX в., русские писатели и музыка, идея синтеза искусств в истории музыки); теория музыки (композиция, гармония, полифония); музыкальные жанры в их соотнесенности с художественным словом (симфония, соната, опера, романс и др).
  • Вокальное искусство — история вокальных жанров (фольклорное искусство, духовная музыка, многообразие вокальных жанров в русской музыке XVIII-XX вв.); синтез музыки и слова в камерных вокальных сочинениях (кант, песня, романс и др.); работа над поэтическим словом в вокальных произведениях (принципы анализа, особенности артикуляции, соотношение вокальной партии и аккомпанемента).
  • Создание литературно-художественных и журналистских текстов — особенности создания стихотворных произведений (метро-ритмика, жанровая система, лирический сюжет и поэтическая образность); принципы написания прозаических произведений (литературно-художественные и журналистские тексты — общее и различное, основные приемы художественной прозы, историческая поэтика малых и крупных литературно-художественных форм); многообразие журналистских жанров и специфика создания медиатекста (новостные жанры, аналитическая и эмоционально-публицистическая журналистика).
  • Методика преподавания отечественной литературы XVIII-XX вв. в школах и классах гуманитарного профиля — принципы изучения отечественной словесности на теоретико-литературной основе (формирование терминологического аппарата, умения интерпретировать художественный текст, навыков написания сочинения на литературную тему); особенности профессионального анализа художественных произведений (эпических, драматургических, лирических); изучение истории отечественной словесности в ее связях с другими гуманитарными науками и видами искусства (историей, правом, живописью, театром и др.).
  • Подготовка учеников IX-XI классов к выпускному сочинению и государственному экзамену по русской литературе — отработка терминов и теоретико-литературных понятий в ходе анализа литературных произведений (стихотворные размеры, темы — проблемы — идеи в художественном тексте, элементы сюжета и внесюжетные компоненты и др.); изучение истории литературы в единстве со «сквозными» темами отечественной словесности XVIII-XX вв. (формирование навыков целостного и сопоставительного анализа литературных произведений, осмысление историко-художественных тенденций, течений и направлений в русской словесности); работа над экзаменационными жанрами литературного сочинения и развернутого ответа (вступление — основная часть — заключение; тезис — аргументы — обобщение и др.).