Содержание:
- Предисловие;
История русской литературы
- «Трудолюбивый, как пчела, отец стихов «Тилемахиды»…» (Василий Кириллович Тредиаковский: жизнь и творчество);
- «Пожалеешь невольно, что не Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы»;
- Судьба неклассических метров в поэзии XVIII-XIX веков;
- Обзор поэзии второй половины XIX века;
- «Будь гражданин! служа искусству…» (Н.А.Некрасов);
- «Еще люблю, еще томлюсь перед всемирной красотою…» (А.А.Фет);
- Особенности литературного процесса 1880-1890-х гг.;
Теория отечественной словесности
- «Се Пиндар, Цицерон, Вергилий — слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов» (Теоретическая поэтика и художественная практика);
- Соотношение поэтической и музыкальной мелодики в жанре романса ( на материале стихотворения А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…»);
- Принципы сонатной формы в жанрово-композиционной структуре лирического цикла «Мелодии» А.А.Фета (сб. «Вечерние огни»);
- Теория дольника в отечественном стиховедении XX столетия;
- «Вхожу я в темные храмы…» А.А.Блока, или Дольник в русском стихосложении;
- Особенности музыкального прочтения ритмики дольника в вокальных жанрах (на материале стихотворения А.А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…»);
- Бетховенская соната №2 и ее идейно-художественное значение в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»;
Методика преподавания литературы
- Целостный анализ эпических и драматических произведений: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»;
- Целостный анализ лирических произведений: В.А.Жуковский «Песня»;
- Анализ одного стихотворения — дидактический диалог учителя и ученика: Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…» — Б.Л.Пастернак «Зимняя ночь»;
- Сопоставительный анализ эпических и драматических произведений: Н.В.Гоголь «Шинель» — А.П.Чехов «Смерть чиновника»;
- Динамика идей, тем, образов, сюжетов, художественных направлений, форм и приемов в русской литературе XIX века;
- Заключение.