ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Стихотворное новаторство русских символистов

/…/ Символисты первыми пошли по пути деканонизации силлаботоники и стали расширять междуударные интервалы от 0 до 4 и более слогов, сообщая им к тому же непредсказуемый характер  — интервалы в символистском стихе перестали быть композиционно урегулированными. В результате в русской версификации  возникли совершенно новые формы тактовика, декламационно-тонического стиха, верлибра и их многочисленные переходные разновидности. Можно ли назвать их «музыкальными»? Возможно, да. Но это была принципиально новая «музыка» стиха, основанная не на напевной мелодичности, а на усилении фонетической экспрессии и индивидуальных ритмов, выдвинувших в качестве стихотворного «материала» не стопу, а слово. Актуализация ритмики слова повлекла за собой не только доминирование стихотворной тоничности, но также разрушение стопной монотонии, силлабо-тонической напевности и утверждение интонаций говорного стиля.

В самом неприметном виде данные тенденции стали обнаруживаться еще в дольниках З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсова и А.А.Блока — переходной форме от силлаботоники к тонике с композиционно не упорядоченными интервалами в 1–2 слога, которые все же регламентировались классическими канонами двусложных и трехсложных метров. Но наиболее отчетливо тоничность и говорной характер стиха проявились уже в тактовике, как, например, в стихотворении В.И.Иванова «Хвала  Солнцу»: «О Солнце! Вожатый ангел божий / С расплавленным сердцем в разверстой груди! / Куда влечешь ты, на нас непохожий, / Пути не видящий пред собой впереди?..». Свободные стяжения и расширения междуударных интервалов от 1 до 4 слогов сообщают стиху Иванова интонации «ломаной прозы» и подчеркивают в поэтических строках лексически ударные позиции. В результате каждое слово в стихе становится ритмически самоценным, семантически значимым и декламационно необходимым.

«Эмансипация» слова в поэтической строке была столь очевидной, что символисты подчас шли на самые радикальные графические решения своих музыкально-стихотворных композиций:

 

В
Долине
Когда-то
Мечтательно

Перед
Вами
Я, —

Старый
Дурак, —

Игрывал
На
Мандолине…

 

Стихотворение «Шутка» А.Белого с точки зрения ритмической организации можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, в каждом стихотворном фрагменте просматривается метрическая заданность: в первой строфе — амфибрахическая, во второй — хореическая, в третьей и четвертой — дактилическая. С другой стороны, стихотворение Белого — не что иное, как проза, графически оформленная по законам стиха: «В долине когда-то мечтательно перед Вами я, — старый Дурак, — игрывал на мандолине…».

Но как бы ни экспериментировали русские символисты со стихотворной графикой и ритмикой слова, еще одна тенденция в инновационных разновидностях была не менее явной — это «прозаизация» стиха. /…/