ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Творческая биография

Родилась 1 сентября 1966 года в г.Архангельске. С детства влюблена в культуру русского Севера, народные промыслы малой родины М.В.Ломоносова.

С пяти лет занималась музыкой, но после окончания фортепианного отделения музыкального училища резко изменила творческую судьбу и увлеклась изучением отечественной словесности, в особенности ее взаимодействия с музыкальным видом искусства.

На стыке двух наук была написана дипломная работа «Законы мелодики в поэзии А.А.Фета», а в 1996 г. после окончания аспирантуры филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (кафедра теории литературы) состоялась защита диссертации на тему «Дольник в русском стихосложении», также выполненной на стыке филологии и музыкознания.

Участие в международных конференциях по стиховедению, проводимых ИМЛИ им. А.М.Горького в 1990-е годы, лекционные курсы и семинарские занятия на филфаке МГУ, общение с научным руководителем — доктором филологических наук профессором МГУ С.В.Калачевой и официальными оппонентами диссертации — доктором филологических наук Б.П.Гончаровым, доктором филологических наук Ю.И.Минераловым, кандидатом филологических наук Л.Б.Ворониным — определили круг исследовательских задач, профессиональный уровень филологических работ.

Бесконечную признательность за принципиальность, увлеченность, человечность, бескорыстие хочется выразить не только им, но и сотрудникам журналов «Филологические науки» (прежде всего Г.Г.Виноград), «Литература в школе» (Н.Л.Крупиной, Т.П.Казымовой, Н.Н.Зуеву, И.С.Головиной), сотрудникам издательств «Московский Лицей» и «Азбуковник», с которыми на долгие годы установились исключительно честные, творческие, чистосердечные отношения.

Остается поблагодарить саму судьбу также за то, что после окончания университета пришлось пройти по всем «ступеням» филологического образования: от работы в средних и старших классах общеобразовательных школ, преподавания на филологическом факультете Московского педагогического колледжа №3, в педагогических вузах, на факультете журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова до комплексного синтезирования приобретенного методического опыта как в публикациях, так и в учебной деятельности.

Жизнь, осмысленная во многом вслед за Фетом и символистами как «красота», поиск прекрасного во всех сферах бытия, подарила незабываемые путешествия в европейские, африканские, азиатские страны, увлечение фотографией, историей искусств и религий, культурологией и философией.

Жизнь, понятая вслед за всем мыслящим человечеством как «сотворение добра», «самореализация», «востребованность», преподнесла исключительное общение с людьми, талантливыми как профессионально, так и нравственно: профессором Московской консерватории В.Н.Холоповой, кандидатом филологических наук С.А.Головенченко, доктором технических наук В.И.Векслером…

В течение двух десятилетий не прекращалась работа над главной научной темой — русский стих и музыка, что в 2018 году привело к защите докторской диссертации на тему «Музыкальность лирики как теоретико-литературная проблема (А.А.Фет и русские символисты)». Защита состоялась на филологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова — большое спасибо кафедре теории литературы, факультету, университету за огромную работу, которая была проделана на высочайшем уровне. Официальными оппонентами выступили доктор филологических наук А.В.Марков, доктор филологических наук А.Е.Махов, доктор филологических наук Н.М.Солнцева — глубочайшая признательность ученым за безупречный стиль работы. Хочется также поблагодарить коллег, которые взяли на себя труд написать отзывы на автореферат: заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения В.В.Рубцову, доктора филологических наук Ю.Б.Орлицкого, доктора филологических наук С.А.Васильева. Работа о музыкальности лирики в ее завершенном виде состоялась благодаря колоссальной эрудиции, организаторскому таланту, душевной самоотдаче доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Олега Алексеевича Клинга — бесконечная благодарность…

Все так обильно «взятое» у жизни не менее щедро «отдается», прежде всего ученикам, которые стали успешными журналистами, филологами, историками, психологами, социологами, экономистами, программистами, которые научились позитивно мыслить и действовать, наслаждаться красотой и мудростью художественной литературы, быть порядочными и деликатными, растить детей — значит, все течет и все изменяется… Действительно, жизнь продолжается и все обновляется, ведь «уча других, мы учимся сами» (Сенека)…