ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Звуковая картина мира в поэтическом творчестве Фета

Фет был убежден, что во всем окружающем мире разлита красота. Эту красоту действительности, музыку мира поэт обязан почувствовать: «…художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания и численность. Пока глаз его не видит ясных, хотя и тонко звучащих, форм там, где мы ее не видим, или только смутно ощущаем — он еще не поэт». /…/
Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Фетовский тезис об эмоциональной насыщенности поэтических произведений близок главной особенности музыкального искусства и формулируется следующим образом: «Произведение, не трогающее соответственной струны в душе человека — труп». /…/
Стихотворения Фета предельно субъективны, эмоциональны, импрессионистичны. В поэзии, как и в музыке, Фет ценит обобщенность поэтической мысли: «…чем общей поэтическая мысль, при всей своей яркости и силе, чем шире, тоньше и неуловимей расходится круг ее, тем она поэтичней…» /…/
Процесс создания стихотворений был для поэта мучительным: это лирическое безумие, полусознательное состояние, когда муза сама пишет пером поэта. Вот как поэт описывает творческий процесс: «Равновесие потеряно. Зеркальная поверхность покрывается узорчатою рябью. Рябь переходит в мерную зыбь. Волнение увеличивается. Волна встает во след волне во всей прихотливой прелести мельчайших подробностей. Берегов и пределов нет. Берег — безграничность; предел беспредельность! Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музыкального настроения — нет художественного произведения». /…/
Но в создании поэтических произведений и музыкального настроения оказывается недостаточно. Фет писал: «Эпическое ПОЮ, которое так злоупотребляли искусственные писатели XVIII в., исполнено глубокого значения. Когда возбужденная, переполненная глубокими впечатлениями душа ищет высказаться, и обычное человеческое слово коснеет, она невольно прибегает к языку богов и поет». Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету: «Я понял те слезы, я понял те муки,//Где слово немеет, где царствуют звуки…» /…/
Так музыка, звуковое богатство превращается для Фета в способ познания сущности мироздания, законов жизни и творчества. (Все высказывания А.А.Фета цитируются по изданию: Фет А.А. Сочинения в 2 тт. Т 2. М., 1982).