ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Законы мелодики в жанрово-композиционной структуре лирического цикла «Мелодии» А.А.Фета

     Анализ генезиса лирического цикла «Мелодии» показал, что еще в «Мелодиях» сборника 1856 г. Фет располагает стихотворения в форме, близкой сонатной. Это первый вариант сонатного единства «Мелодий», где еще не всегда просматриваются композиционная стройность, музыкальная выразительность, тематическая яркость стихотворений цикла. Схему расположения основных частей и партий лирического цикла «Мелодии» сборника 1856 г. можно представить следующим образом: вступление «Не отходи от меня…» — первая часть, экспозиция (главная партия «Тихая, звездная ночь…», связующая партия «Буря на небе вечернем…», побочная партия «Nocturno», заключительная партия «Теплым ветром потянуло…») — вторая часть, разработка (восемь фрагментов: «Если зимнее небо…», «Полуночные образы реют…», «Я долго стоял неподвижно…», «Шумела полночная вьюга…», «Улыбка томительной скуки…», «Серенада», «За кормою струйки вьются…», «Из Байрона») — третья часть, реприза (главная партия «Фантазия», связующая партия «Недвижные очи, безумные очи…», побочная партия «Как мошки зарею…», заключительная партия «Спи — еще зарею…») — заключение «Свеж и душист твой роскошный венок…». /…/
Сборник 1863 г. содержит наиболее развернутый и объемный лирический цикл под тем же названием. Композиция второго варианта «Мелодий» интересна с точки зрения использования не только формы первой части сонаты — сонатного allegro, а всех трех частей сонатного цикла, что становится возможным благодаря большому количественному составу этой книги стихов. Схема сонатного цикла «Мелодий» сборника 1863 г. выглядит следующим образом: первая часть сонаты, сонатная форма (полностью повторяет композицию лирического цикла «Мелодии» сборника 1856 г.) — вторая часть сонаты, трехчастная форма ( первая часть «Давно ль под волшебные звуки…», вторая часть «Снился берег мне скалистый…», третья часть «Как первый золотистый луч…») — третья часть сонаты, сонатная форма (первая часть, экспозиция: главная партия «Римский праздник», связующая партия «Цветы», побочная партия «Вчера я шел по зале освещенной…», заключительная партия «Все вокруг и пестро так и шумно…»; вторая часть, разработка: первый фрагмент «Певице», второй фрагмент «Бал»; третья часть, реприза: главная партия «Anruf an die Geliebte», связующая партия «Ярким солнцем в лесу…», побочная партия «Свеча нагорела. Портреты в тени…», заключительная партия «Нет, не жди ты песни страстной…»). /…/
Наконец, архитектоника лирического цикла «Мелодии» сборника 1883 г. — явление кульминационного характера из всех трех вариантов цикла, наиболее совершенное в плане объединения стихотворений в музыкальное целое, аналогичное сонатной форме. Здесь наблюдается не только противопоставление тем-стихотворений, но и их развитие, взаимодействие в разработке, репризе. В данном лирическом цикле в наиболее отточенном виде реализовались все важнейшие черты сонатной формы. Композицию лирического цикла «Мелодии» сборника «Вечерние огни» можно представить в следующей форме: первая часть, экспозиция (главная партия «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…», связующая партия «Что ты, голубчик, задумчив сидишь…», побочная партия «В дымке-невидимке…», заключительная партия «Одна звезда меж всеми дышит…») — вторая часть, разработка (первый фрагмент «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури…», второй фрагмент «Солнце нижет лучами в отвес…») — третья часть, реприза (побочная партия «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», связующая партия «Забудь меня, безумец исступленный…», главная партия «Прежние звуки, с былым обаяньем…», заключительная партия «Как ясность безоблачной ночи…») — четвертая часть, кода (связующая партия «Знаю, зачем ты, ребенок больной…», побочная партия «Встречу ль яркую в небе зарю…», главная партия «В страданье блаженства стою пред тобою…», заключительная партия «Вчерашний вечер помню живо…»).