ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Научные монографии и учебные издания

1. Русская литература XIX века. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. Под редакцией С.А.Громова. 9-10 классы. В 4 частях. М., 2003.

Данный учебник является победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Министерством образования Российской Федерации. Обзорные и монографические главы «Поэзия второй половины XIX века» (10 класс, часть 1, с.383-436), «Николай Алексеевич Некрасов» (10 класс, часть 1, с.437-483), «Афанасий Афанасьевич Фет» (10 класс, часть 1, с.543-581), «Особенности литературного процесса 1880-1890-х годов» (10 класс, часть 2, с.361-392), «Целостный анализ литературного произведения» (10 класс, часть 2, с.513-552) полностью соответствуют общей концепции издания: методика работы с материалом учебника определяется учителем, который вместе с учащимися может решить, какие произведения будут изучаться в классе, какие — на факультативе, в литературном кружке, а какие — индивидуально. 
Разнообразным целям школьного курса соответствует и аппарат заданий, предлагаемых в учебнике: вопросы к разделам и параграфам учебника, темы сочинений и их краткий комментарий, контрольные вопросы по комплексному и сопоставительному анализу текстов, темы рефератов с рекомендуемыми планами, список научной и методической литературы к изучению жизни и творчества русских писателей.

2. Методические рекомендации к курсу «Русская литература XIX века» в школах и классах гуманитарного профиля. 9-10 классы. М., 2004, 184 с.

Методические рекомендации предназначены для учителей литературы гуманитарных школ, лицеев, гимназий, классов, преподающих курс «Русская литература XIX века». В книге излагаются концепция, теоретико- и историко-литературные аспекты углубленного изучения отечественной словесности, возможные варианты преподавания русской литературы XIX века во взаимодействии с другими гуманитарными науками (историей, правом, философией, религией, психологией, театром, изобразительным искусством и музыкой). В книге представлены материалы к проведению уроков по обучению целостному и сопоставительному анализу эпических, драматургических и лирических текстов (Ф.И.Тютчев «К.Б.», А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», Н.В.Гоголь «Шинель», А.П.Чехов «Смерть чиновника» и др.), а также по формированию навыков написания сочинений на литературные темы (В.А.Жуковский «Песня» — А.А.Фет «Расстались мы, ты странствуешь далече…», А.Н.Островский «Гроза» — А.П.Чехов «Вишневый сад» и т.д.).

Кроме того, в методических рекомендациях заявлены наиболее устойчивые «сквозные» темы в отечественной словесности и обозначены содержательные границы их изучения (см. главу «Динамика идей, тем, образов, сюжетов, художественных направлений, форм и приемов в русской литературе XIX века»).

3. Русская словесность: история, теория, методика преподавания. Избранные статьи. М., 2014, 398с.

В сборнике объединены научные и научно-популярные статьи разных лет, посвященные историко-филологическим вопросам (жизни и творчеству В.К.Тредиаковского, Д.И.Фонвизина, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, судьбе неклассических метров в поэзии XVIII-XIX вв., особенностям литературного процесса второй половины XIX века и — отдельно — конца XIX века), теоретико-литературным проблемам (теоретической поэтике и художественной практике М.В.Ломоносова, теории дольника в отечественном стиховедении XX столетия и месту дольника в истории русской поэзии). Помимо этого в сборнике представлены статьи, посвященные разным аспектам взаимодействия словесного искусства с музыкой (мелодике, ритмике, композиции стихотворных, прозаических и музыкальных произведений). Специальный раздел составляют работы по методике анализа художественных произведений, их профессионального изучения в средней и высшей школе (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», В.А.Жуковский «Песня», Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…» и т.д.). Сборник статей адресован как филологам-исследователям, так и любителям русской литературы, преподавателям и учащимся гуманитарных классов, школ, факультетов и вузов.

Рецензия: Литературная газета, № 32–33 (6475), 27 августа — 2 сентября 2014 г.

4. Русский стих и музыка. Избранные работы. М., 2015, 360 с.

В данной книге рассматриваются особенности развития двух звуковых видов искусства, исследуются грани взаимодействия стиха и музыки не только в теоретических аспектах мелодики, ритмики, композиции, их синтеза в вокальных жанрах, но и в контексте эстетических, философских, «жизнестроительных» тенденций. В монографии наиболее подробно анализируется лирика конца XIX — начала XX вв., стихотворное творчество А.А.Фета периода «Вечерних огней» («Законы мелодики в поэзии Фета») и поэтов-символистов («“Музыка” стиха и ритмические формы дольника в поэтическом творчестве символистов») — самых «музыкальных» авторов отечественной словесности, в своих экспериментах ориентировавшихся на звуковую экспрессию и подготовивших реформу классической силлабо-тонической системы, появление нового, акцентного стиха XX в. Кроме того, в книге обосновываются принципы и закономерности бытования другого музыкально-поэтического феномена — синтеза стиха и музыки в таких жанрах, как песня, кант, романс, их историко-культурные изменения в единстве с динамическим развитием систем русского стихосложения (устный народно-песенный стих, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническая система стихосложения, переменная метро-ритмика стиха, акцентный стих, верлибр и музыка). Монография, написанная на стыке двух наук и включающая нотные иллюстрации, предназначена для стиховедов и вокалистов, филологов и музыковедов широкого профиля, а также всех тех, кто интересуется теорией и историей искусства.

Рецензия: Лащенко С. Филологические находки и «сверхфилологические» потери (Рец. на кн.: Макарова С.А. Русский стих и музыка: Избранные работы. М., 2015) // Новое литературное обозрение. № 145 (№ 3, 2017). С. 368–375.

5. Дольник в русском стихосложении. Учебное пособие. М., 2015, 328 с.

В книге исследуются проблемы, связанные с интерпретацией важнейшей разновидности русского стиха — дольника: его полемичная теория в отечественном стиховедении XX в. (концепции символистов, С.Боброва, В.Жирмунского, Б.Томашевского, Л.Тимофеева, В.Холшевникова, М.Гаспарова и др); противоречивая предыстория в русской поэзии XVIII-XIX вв. (стихотворения А.Сумарокова, Г.Державина, В.Жуковского, Ф.Тютчева, А.Фета, Ап.Григорьева, переводы из Г.Гейне и др.); эпохальные историко-литературные и философско-эстетические предпосылки генезиса в творчестве символистов; сложнейшая метро-ритмика, мелодика, композиция дольника периода становления; необычное музыкальное прочтение в вокальных жанрах. Каждый теоретико-литературный и историко-филологический раздел сопровождается методическими материалами: контрольными вопросами и заданиями, направленными прежде всего на формирование навыков комплексного анализа дольника. Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям филологических факультетов, учителям-словесникам, а также любителям русской поэзии и отечественной культуры XVIII — начала XX вв.

6. От «чистого искусства» к «жизнетворчеству» стиха: А.А.Фет и русский символизм. Монография. М., 2017, 375 с.
В монографии в широком культурном, историко-литературном контексте исследуется эстетика мэтра «чистого искусства» А.Фета, философия лирического творчества и поэтика стиха русского символизма рубежа XIX–XX вв., позволяющие обосновать как законы преемственности, так и принципиальные различия эстетических взглядов.
В книге в единстве с сопоставлением эстетических систем А.Фета и символизма рассматриваются категории «музыка» слова, «музыкальность» стиха, «музыкальная» лирика, прослеживается эволюция этих понятий в теоретико-литературных работах, литературно-критическом и эпистолярном творчестве русских поэтов XIX — начала XX вв.
В монографии на материале поэтических сборников А.Фета, «старших» и «младших» символистов осуществляется стиховедческое исследование мелодики, строфики, композиции, развития напевного стиха и «музыкальной» лирики. На основе сравнительного анализа метро-ритмики делаются выводы о роли А.Фета и символизма в реформе русского стихосложения рубежа XIX–XX вв. Лирика А.Фета и творчество символистов представляются вершинными явлениями «музыки» стиха в истории отечественной словесности.
Монография предназначена для стиховедов, филологов, а также всех, кто интересуется теорией и историей отечественной литературы, русской культуры.