В статье анализируются «музыкальные» особенности лирики А.Фета, содержательно-художественные закономерности структурирования лирических циклов, композиционные принципы фетовских «Мелодий» в изданиях 1856, 1863, 1883 гг. Некоторые «книги стихов» Фета со всей очевидностью вызывают аналогии с такими музыкальными формами, как рондо, вариации, соната — настолько они органичны и цельны.
На материале одного из самых «музыкальных» стихотворений А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» рассматриваются как мелодические законы развития фетовского стиха (на уровне фонетики, интонации, композиции), так и их взаимоотношения с музыкальным мелосом в старинном русском романсе Н.Ширяева «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Обобщения о камерно-вокальном жанре романса помогают осмыслить уникальность фетовского творчества, ориентированного на новаторские поиски «музыки» слова.
В тезисах научного доклада обосновываются не только субстанциональные параметры взаимодействия поэзии и музыки (звуковая природа двух видов искусства, интонация, мелодика, композиция, ритмика и др.), но также — как следствие — закономерности появления «стыковых разделов» стиховедения и музыкознания.
В материалах научной конференции излагаются художественные и содержательные особенности жанра элегии, поэтические приемы моделирования элегического настроения в стихотворении Е.А.Боратынского «Разуверение» и их музыкальное воплощение в вокальной элегии М.И.Глинки «Не искушай меня без нужды» и в одноименной цыганской песне А.И.Дюбюка.
В материалах международной конференции сформулированы теоретические основы филологической концепции Б.М.Эйхенбаума относительно «музыкальности» поэзии, мелодики стиха, научная ценность которой становится еще более бесспорной в контексте исторической динамики музыкальных теорий поэзии в стиховедении XX в. (Н.Шульговский, М.Малишевский, А.Квятковский, А.Белый, И.Сельвинский и др.).
В научном докладе отражены выводы об эстетических взглядах А.А.Фета не только как мэтра «чистого искусства», но прежде всего как одного из самых «музыкальных» лириков в истории отечественной словесности. П.И.Чайковский, назвавший его «поэтом-музыкантом», был глубоко прав: Фет воспринимал окружающий мир музыкально и воссоздавал его «музыку» в художественной образности, лексическом строе, фонетических, ритмических, композиционных элементах стихотворений.
В статье исследуются сложнейшие проблемы теории дольника, его переменной метро-ритмики, паузной интонации, неоднозначной принадлежности к разным системам стихосложения. Разобраться в филологической полемике помогает анализ камерно-вокальных произведений — например, романсов С.Василенко, М.Гнесина, С.Слонимского на дольниковые тексты А.А.Блока («Девушка пела в церковном хоре…» и др.) — музыка в данном случае становится «научным инструментом» в решении стиховедческих вопросов.
8. Лирика А.А.Фета. X класс// Литература в школе, 1998, №6, с.104—109.
Методические материалы, предложенные в данной публикации, могут быть использованы на последних уроках по творчеству А.Фета (после традиционного изучения биографии поэта, его программных стихотворений), так как они связаны с такими вопросами поэтики, как напевность стиха, импрессионистичность восприятия окружающей действительности. Кроме того, материалы публикации могут успешно применяться при изучении мировой художественной культуры.
В статье рассматривается стиховедческая концепция русских символистов, которые едва ли не впервые подошли к системному изучению научно-теоретических вопросов поэтической практики; русские символисты глубоко осмыслили явления звукописи, рифмовки, метро-ритмики, строфики, композиции, нередко проецируя их на поиски «духа музыки», музыкально-звуковой экспрессии.
В статье исследуется сложная история утверждения неклассических метров в поэзии XVIII века: судьба гекзаметров и логаэдов А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина встраивается в не менее противоречивую дискуссию В.Тредиаковского — М.Ломоносова о реформе стиха, как и в контекст конфликтного освоения классических силлабо-тонических метров, в результате чего делаются выводы о сугубо национальной траектории отечественного стихосложения.
11. Принципы сонатной формы в лирическом цикле // Филологические науки, 1999, №2, с.16—25.
В статье анализируется лирический цикл А.Фета «Мелодии» из сборника «Вечерние огни» 1883 г. как содержательно-художественное единство, вызывающее аналогии со структурой сонатной формы в крупных музыкальных жанрах, — доказательством служат лейтобразы цикла, интонационно-мелодические взаимосвязи, метро-ритмические переклички и, конечно, принципы композиционного развития поэтического материала.
Статья посвящена светлой памяти доктора филологических наук профессора МГУ им.М.В.Ломоносова С.В.Калачевой — интересного и эрудированного исследователя, требовательного и принципиального учителя, искреннего и честного человека.
13. «Вхожу я в темные храмы…» А.А.Блока // Литература в школе, 2000, №8, с.24—27.
В публикации осуществлен целостный анализ стихотворения Блока, написанного необычным размером, — трехударным дольником. На что обращать внимание в процессе профессионального разбора подобных стихотворных текстов, как предпринимать интерпретацию фонетических, мелодических, композиционных приемов в поэтических дольниках, каковы методические пути объяснения сложной метро-ритмической формы в школе — ответы на данные вопросы можно найти в представленных материалах.
В статье определено объективное значение Тредиаковского в истории отечественной культуры: автор «Тилемахиды» — известный поэт, переводчик, просветитель, один из основоположников русского классицизма и реформы русского стихосложения, первый профессор красноречия, крупнейший ученый-филолог XVIII в., стоявший у истоков отечественной теории и истории литературы, стиховедения, литературной критики.
В статье анализируются особенности творческой деятельности выдающегося энциклопедиста XVIII в. М.В.Ломоносова. Он был не просто поэтом, а поэтом-ученым, ученым-филологом, «творческая практика которого велась в строгом соответствии с его теоретическими взглядами» (А.В.Западов) и творческая практика которого утвердила в русской словесности силлабо-тоническое стихосложение. К тому же Ломоносов был — в соответствии с его теоретическими взглядами — поэтом-ритором и поэтом-живописцем.
В методической работе представлены материалы для проведения урока по изучению рассказа Куприна; тему занятия можно сформулировать следующим образом — «Бетховенская соната №2 и ее художественное значение в «Гранатовом браслете»». В ходе анализа рассказа необходимо прийти к следующим выводам: фортепианная соната №2 Бетховена становится в произведении Куприна и лейтмотивом, и образом, и сюжетно-композиционным элементом, и идеей, и символом — буквально «всем».
17. «Музыкальность» поэтического произведения // Искусство в школе, 2016, № 3, с. 26–30.
Материалы данной статьи могут быть использованы на уроках литературы, музыки, МХК с самыми разными темами: «Жанр романса в русской музыке XIX века», «Русские поэты и композиторы XIX века о любви», «Поэзия и музыка», «”Музыкальность” русской лирики», т.к. речь идет не только о трех чрезвычайно известных «музыкальных» стихотворениях на один и тот же лирический сюжет — «Я помню чудное мгновенье…» («К ***») А.С.Пушкина, «К.Б.» Ф.И.Тютчева, «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» А.А.Фета, но и о трех популярнейших романсах на эти поэтические тексты.
18. «Живописность» прозаического произведения // Искусство в школе, 2016, № 4, с. 34–38.
Литература как искусство слова отличается не только художественной самодостаточностью, но и явным тяготением то к выразительным, то к изобразительным видам искусства. В данной статье намечены грани прозаического текста, которые связаны с «живописным» началом, изобразительными элементами. Материалом для анализа послужили величайшие произведения русской классики XIX века: поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» и роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
В статье в широком историко-культурном контексте анализируется судьба метро-ритмических форм, утвержденных М. В. Ломоносовым в стиховедческом трактате «Письмо о правилах российского стихотворства». Делается акцент на распространении неклассических метров дактило-хорея и ямбо-анапеста, сыгравших особую роль в актуализации тонической природы русского стиха, что на рубеже XIX–XX вв. привело к реформе классической силлаботоники. Метро-ритмические процессы XVIII–XX вв. встраиваются в эволюцию интонационных типов, а также в процессы взаимодействия русского стиха с другими видами искусства.
В статье анализируются проблемы преемственности «музыкальной» лирики А.А.Фета и русских символистов, напевного стиха второй половины XIX века и рубежной эпохи. Сопоставление эстетики стиха Фета и символистов, сравнительный анализ стихотворений А.Фета («Свеча нагорела. Портреты в тени…») и А.Блока («Мне страшно с Тобой встречаться…») показывает логику развития интонационно-мелодического строя напевной лирики, динамическую картину преобразования русских логаэдов в дольники. Но наиболее актуальными в статье становятся ответы на вопросы о функциональности метро-ритмических экспериментов, о стихометрических условиях реформирования силлабо-тонического стиха и последствиях реформы рубежа XIX-XX столетий.
В статье рассматривается специфика устного народно-песенного стиха — первой системы стихосложения в отечественной словесности, в которой взаимодействовали не только стих и музыка, но также многочисленные внеэстетические функции. Интермедиальность, заложенная в фольклоре, повлияла на развитие «музыкального» стиха в русской литературе XIX–XX вв. Кроме того, проблемы жизнетворчества, органически присущие фольклору, были актуализированы на рубеже XIX–XX вв. в творчестве символистов и футуристов. Все эти процессы исследуются в статье в единстве с анализом синкретичного по своей природе устного народно-песенного стиха.
В статье на материале рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» анализируется родо-видовая «судьба» жизненного факта в словесном искусстве, соотношение категорий объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Творческая «биография» Куприна была связана как с литературно-художественными жанрами, так и с работой в журналистике, поэтому во многих произведениях писателя наблюдаются такие черты, как «репортажный» стиль, «монтажность» композиции. Но в «Гранатовом браслете» эти особенности подчиняются личности автора, проявляющейся в эмоциональности повествования. В результате жизненный факт, лежащий в основе рассказа, художественно трансформируется как литературными приемами, так и средствами синтеза искусств, через взаимодействие искусства слова с живописью, музыкой.
В статье рассматривается сложный творческий путь А.А.Фета, причины противоречивого восприятия фетовских сборников 1840, 1850, 1856, 1863 гг. и прежде всего неоднозначной оценки «Вечерних огней» 1880–начала 1890-х годов. Акцент делается на исследовании содержательных и художественных особенностей всех выпусков «Вечерних огней», тематики, мотивов, образов, идей сборника, которые, с одной стороны, были созвучны эпохе предсимволизма, с другой — со всей очевидностью соответствовали эстетике «чистого искусства». В статье формулируются выводы о развитии поэтического таланта Фета, дается ответ на вопрос об эстетических доминантах позднего периода творчества.
24. Эволюция напевного стиха в лирике А.А.Фета // Русская речь. 2016, № 6, с. 12–27.
Через анализ поэзии А.А.Фета в статье рассматривается эволюция напевного стиха во второй половине XIX века, сконцентрировавшего в себе не только глубокое лирическое содержание, но и экспрессивные мелодические приемы, которые на рубеже XIX–XX столетий привели к метро-ритмическим инновациям и кризису силлабо-тонической системы стихосложения.
В комплексе инноваций, связанных с «музыкой» поэтической речи, звукописью, напевной мелодикой, для символистов эпохально значимыми были метро-ритмические эксперименты. Словоразделы в сочетании с нерегулярной метро-ритмикой привели к появлению новых стихометрических форм. Потому так важно разобраться со структурой, вариациями словоразделов в дольниковых формах символистов, ведь в единстве с распространением дольников состоялось утверждение акцентного стиха.
В статье рассматриваются биографические факты, эпистолярные источники, художественные сочинения, которые позволяют раскрыть необычный характер творческого диалога А.А.Фета и П.И.Чайковского, ведущего к пониманию особенностей «музыкальной» поэзии и ее воплощения в вокальном искусстве второй половины XIX столетия. Наиболее подробно исследуются эстетическая концепция мэтра «чистого искусства» и стиховедческие взгляды гениального композитора-мелодиста, а также их новаторские поиски в области силлабо-тонической метро-ритмики. В статье делается вывод о «рубежном» положении «музыкальной» лирики Фета и лирических романсов Чайковского, предвещающих наступление эпохи модернизма.
В статье рассматриваются новаторские тенденции в поэзии русских символистов рубежа XIX–XX вв. Религиозно-мистическая направленность символизма, грандиозные сверхэстетические задачи творчества, идея синтеза искусств при ведущей роли музыки повлекли за собой масштабные изменения в области поэтического языка. В статье анализируются результаты новаторских поисков русских символистов: опыты стилизации молитвословия и духовного стиха, «эмансипация» структурных элементов поэтической формы, усиление фонетического строя произведений, актуализация тонических принципов и экспрессии слова в инновационных метро-ритмических разновидностях, сближение говорного стиха и напевного интонационного стиля, взаимодействие стиха и прозы. Художественные эксперименты символистов привели не к «музыке», а к грандиозной реформе отечественной системы версификации, новому соотношению родо-видовых форм литературы.
В статье сопоставляются две теоретические концепции «музыки» стиха — А.А.Фета и русских символистов. Фет представил первую в отечественной поэтике целостную концепцию «музыкальной» лирики. В эстетике символистов теория «музыкальной» поэзии приобрела не только вершинное звучание, но и грандиозный философский размах. Сопоставительный анализ двух концепций позволяет выявить общее и различное в «музыкальном» содержании лирических сочинений, психологии творчества, «музыке» стихотворной формы. На основе фетовской и символистской теорий словесной «музыки», а также современных литературоведческих исследований в статье осуществляется теоретико-литературное, стиховедческое определение категории «музыкальность».
Тема «Фет и русский символизм» — объемная и глубокая одновременно, поэтому в данной статье исследуется одна из ее очевидных граней: взаимосвязь поздних поэтических сборников А.Фета «Вечерние огни» и первого тома ранней лирики А.Блока. В статье сопоставляются образы ночи, луны, звезд; мотивы пения, звучащего хора. Особый акцент делается на семантических нюансах образов, контекстуальной полисемии мотивов в напевной лирике Фета и Блока рубежа XIX–XX вв.
На основе статистических методов стиховедения в статье определяется роль символизма в реформировании русской версификации рубежа XIX–XX вв., анализируются многочисленные стихотворные приемы, переходные формы от силлаботоники к тонике, в результате которых в отечественной поэзии была разрушена монополия классической системы стихосложения и утвердилась полифония стихометрических форм, в том числе и новая декламационно-тоническая система версификации. В статье делается вывод об исключительном вкладе русского символизма в историю русской словесности: метро-ритмические инновации привели не только к реформе стиха, но и синтезу лирики и прозы, поэзии и музыки.
В статье рассматриваются сложные процессы становления русского литературного стиха в XVII в.: отделение слова от музыки, формирование виршевой поэзии и ее взаимосвязь с раешным стихом, утверждение барокко и распространение силлабической системы стихосложения в России. Анализ поэтического материала свидетельствует не о механистичном заимствовании эстетики барокко, а о глубоко национальной специфике развития первого межнационального течения в России, как и первой литературной системы версификации. В статье делается вывод о том, что, отделившись от музыки, силлабическая поэзия второй половины XVII в. все-таки сохранила специфическую вокально-музыкальную форманту, проявляющуюся в речитативной декламации стихотворного текста.
32. Миф русских символистов о «музыке» стиха // Русская речь. 2017, № 3, с. 10–20.
В статье рассматривается концепция «музыкальной» лирики XIX в. в ее проекции на эстетику русских символистов, транспонировавших теорию лирической поэзии из области «чистого искусства» в жизнетворчество, жизнестроительство. Между тем исследование поэтических сборников «старших» и «младших» символистов доказывает противоречия между теорией и практикой, которые выражаются в звуковой организации, интонационной системе, метро-ритмическом строе, жанрово-композиционных формах. Символистские поиски «музыки» стиха на рубеже XIX–XX вв. приводят не к «музыкальности», а к началу грандиозной реформы отечественного стихосложения.
Динамическое развитие русского стиха никогда не отличалось ни строгой исторической равномерностью, ни очевидной логической последовательностью, ни явными заимствованиями и устойчивыми связями с другими школами версификации… В поисках национального стиля отечественное стихосложение, подобно углубленному психологизму в русской прозе, настойчиво шло к той концентрации лиризма, которая определила как магистральные художественно-содержательные, формально-речевые параметры эволюции, так и некоторые частные векторы развития поэтического творчества, связанные с взаимодействием различных видов искусства и стиховедческой наукой…
В широком культурологическом контексте в статье представлен анализ содержательных, фонетических, лексических, интонационно-синтаксических, метро-ритмических, композиционных особенностей стихотворного комментария А.Н.Скрябина к «Поэме экстаза», которые сопоставляются с музыкой философской «Поэмы…», идейно-художественной эволюцией композитора, а также эстетикой и поэтикой русского символизма.
Рецензия: Рубцова В.В. О Скрябине, юбилее и световых шоу // Музыкальное обозрение, № 417 (№ 10, 2017). С. 10–11.
Статья посвящена светлой памяти доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ю.И.Минералова. В статье раскрываются проблемы метро-ритмической интерпретации немецкой тоники, сочинений Г.Гейне в русской поэзии XIX в. На основе анализа переводов из Гейне М.Ю.Лермонтова и вокальных сочинений на текст лермонтовского стихотворения «Они любили друг друга…» Ц.А.Кюи, А.С.Аренского, Н.Я.Мясковского, Г.В.Свиридова в статье делаются выводы о национальных особенностях развития русского стихосложения, предыстории и истории дольника.