ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАКАРОВОЙ

Меню

Напевный стих А.А.Фета и метро-ритмические инновации в лирике символистов

/…/ Как и у Фета, в стихотворении А.А.Блока представлена лирическая ситуация возможной встречи. Но предмет исследования Блока совсем иной: не реальный мир и его воздействие на внутренний мир человека, а исключительно душа лирического героя, его состояния и переживания. Это раздвоенное мироощущение человека трагической эпохи, когда противопоставляются «земное» и «небесное»; это катастрофическое миропонимание лирического героя, для которого и «храм» почти повержен («хмурое небо низко»), и Прекрасная Дама близко-далеко («Тебя здесь нет. Ты — там»). Лирический герой раннего Блока грешный, импульсивный, земной, но страстно стремящийся к небесным высотам, религиозному совершенству. Герой и «она» антитетичны, реальность и желаемое контрастны. Эмоции лирического героя «мечутся» между этими крайностями, в фактуре стиха они «рвутся» между ритмическими и интонационными средствами.

Как и у Фета, в стихотворении много простых предложений, мелодические фразы совпадают с единицами первичного ритма — поэтическими строками. Но монотонного и единообразного звучания не возникает, так как все четыре строфы объединяются в единую романсную композицию, скрепленную образом лирического героя и его эмоциональными состояниями: в первой строфе — «мне страшно», во второй — «не пойму», «боюсь», в третьей — «я не помню», в четвертой — «я знаю». Лирический сюжет динамичный, цельный; он построен на единой интонационной «волне», хотя формально и разделен на строфы.

В отличие от Фета, в рамках столь цельной композиции и максимально раскованной интонации в стихотворении Блока происходят композиционно не упорядоченные стяжения междуударных интервалов: то в начале, то в конце стиха. Три строки стихотворения и вовсе амфибрахичны, а последняя написана правильным ямбом. Что произошло в стихотворении Блока? В отличие от амфибрахия Фета, где стяжения были урегулированы и единичны, блоковская метро-ритмика трансформируется, ибо постоянные неурегулированные стяжения на амфибрахической основе есть не что иное, как совершенно другой стихотворный размер — в данном случае трехударный дольник. Тревожные настроения рубежа веков повлекли за собой волнение души лирического героя, которое нашло воплощение в нервных ритмических рисунках, непредсказуемых перебоях,  причудливых интонационных пульсациях — все это в совокупности привело к неизбежности реформирования силлабо-тонической системы стихосложения.